Самый северный кинематограф в мире

Когда за окном -50 – самое время заварить крепкий чай с ароматными травами и включить фильм на родном языке. Именно так в течение почти 20 лет поступали жители этого северного региона, чем создали у себя, в оторванном от основной России регионе, уникальный культурный феномен!

27 апреля – особая дата в истории Якутии. В этот день произошли сразу два знаковых события: в 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе СССР, а ровно 70 лет спустя, в 1992 году, вступила в силу новая Конституция Якутии – субъекта Российской Федерации.

Местные жители предпочитают называть себя «саха», а свой регион – Республикой Саха.

Особенностью жизни в Якутии является её обособленность. В столицу региона – город Якутск – добраться удобнее всего самолётом. Автомобильный и водный транспорт использовать можно только коротким летом. Долгой зимой здесь стоят морозы за -40 и даже -50 градусов. Некая обособленность региона, вкупе с желанием местных жителей развивать свою идентичность, вылилась в уникальный культурный феномен якутского кинематографа.

За последние годы в Якутии снято более 180 фильмов. Общее число кинематографических наград, полученных местными авторами, приближается к сотне. И это – с начала 2000-х годов, когда в Якутии впервые стали снимать своё кино.

Вдвойне удивительно, что подавляющее большинство кинолент здесь снимается на родном языке и с участием местных актёров.

До недавнего времени основным прокатным рынком якутских фильмов была сама Республика Саха. Многие авторы снимали кино буквально «на коленке». И эти фильмы не только окупались, но и приносили серьёзную прибыль в регионе, где численность жителей едва переваливает за полмиллиона. Вследствие высокого спроса в якутское кино пришли инвестиции, улучшилась техническая база, появились профессиональные авторы. Сегодня здесь около 50 полноценных кинозалов, и это – один из самых высоких показателей на душу населения в России.

В последнее время всё больше местных авторов и специалистов получают профессиональное образование в ведущих вузах России. Никита Аржаков и Вячеслав Семёнов защитили дипломы на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве. Но большинство актёров и режиссёров так или иначе связаны с театральной труппой «Саха-театра» – творческой мастерской, получившей название «Детсат», что означает «Дети Саха театра».

В Якутском кино есть ещё один феномен: оно, как и киноискусство крупных стран, разделилось на два направления – кассовое и авторское. Удивительно, но и авторские якутские фильмы пользуются спросом.

Основные жанры якутских фильмов – национальная мелодрама и комедия. В них раскрываются как характеры героев, так и острое этническое восприятие окружающего мира. Якуты – тюркский народ с развитыми языческими верованиями, которые, безусловно, оказывают серьёзное влияние на культуру.

Московский международный кинофестиваль, фестиваль «Кинотавр», престижные международные конкурсы – везде фильмы из Республики Саха, зачастую снятые людьми без профильного образования, пользуются успехом.

«С нынешним развитием техники и с якутскими зимами до минус 50 градусов многим гражданам нечего делать, и фильмы снимает каждый второй», – так местные профессионалы индустрии формулируют причины внутреннего драйва северного этнического кинематографа.

«Сахалэнд» – так полушутливо – полусерьёзно называют базу «Сахафильм», на площадке которой создают фильмы как частные, так и государственные коллективы.

Интересно? Конечно же, кино – это такой жанр искусства, про который лучше не читать, а ознакомиться с ним лично.

Резонный вопрос: какие из фильмов посмотреть в первую очередь?

Наличие приза кинофестиваля – в некотором смысле знак качества кинокартины. Выделим несколько якутских фильмов, которые, безусловно, стоит посмотреть:

Фильм «Царь-птица» (2018), получивший Главный приз Московского международного фестиваля, повествует о жизни пожилой пары, к неприхотливому быту которой добавляется новый обитатель – в их становье поселяется орёл. Одну из главных ролей в фильме сыграл актёр-самоучка, а в обычной жизни – водитель в колхозе – Степан Петров, который, разумеется, актёрскому мастерству никогда не учился.

«Кэрэл. Невидимая красота» (2017) – самый кассовый якутский фильм, собравший почти 11 миллионов рублей в прокате. Это трогательная история двух незрячих детей, видящих и тонко чувствующих красоту окружающего мира.

«Пугало» (2020) – Главный приз «Кинотавра». Картина повествует о жизни и личной трагедии сельской знахарки, которая, помогая людям, ими же проклинается и воспринимаемается как носительница тёмных колдовских чар.

Как видим, якутский кинематограф, вырастая из «детских штанишек»,  плавно смещает акценты: начав с национальных мелодрам, он постепенно формирует драматический мейнстрим, ставя сакраментальные вопросы человеческого бытия: кто я, зачем и как проживаю свой век?

А вы смотрели якутское кино? Напишите нам в комментариях свои впечатления от просмотра!




Самое популярное

22 марта – день рождения кино

Апофеоз войны

Большой. Трудная судьба архитектурного шедевра