Царский киндер-сюрприз

18,5 миллионов долларов – столько стоит самое дорогое яйцо Фаберже. В 2007 году за него на аукционе Christie’s российский бизнесмен Александр Иванов заплатил $18,5 млн. Позже оно было безвозмездно передано музею «Эрмитаж».

Известный ювелирный дом Фаберже выпустил около 70 своих знаменитых ювелирных изделий.

Сегодня наш рассказ об истории и достижениях русских ювелиров с французскими корнями.

Почему именно яйца? – спросите вы.

Дело в том, что, как повелось издревле, именно разноцветные куриные яйца были символом русской Пасхи. Было принято дарить их членам семьи, родственникам и просто друзьям. Самой традиции пасхальных яиц тысячи лет. Вероятно, она перекочевала в христианство ещё из язычества. В курганах и древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов. Яйца же использовались и в качестве дара богам и употреблялись в пищу на праздники.

В дальнейшем в христианский эпос куриное яйцо попало с помощью такой легенды:

«Последовательница Иисуса Христа Мария Магдалина, узнав о воскрешении Мессии, решила лично оповестить об этом императора Тиберия. В те времена существовала традиция: никто не имел права входить на приём к императору без какого-либо дара. Не имея у себя в доме драгоценностей и прочих дорогих вещей, женщина выбрала из того, что у неё было. Она взяла обычное куриное яйцо, заключая в своём подарке великий смысл возрождения жизни. Поднося дар императору, Мария огласила свою новость словами: «Христос воскресе!». На что правитель скептически ответил, что вероятность этого события такова, как и вероятность того, что яйцо в руках женщины станет красным. И вдруг произошло чудо: на глазах присутствующих яйцо начало розоветь, затем краснеть всё ярче и ярче, пока не приобрело ярко-красный цвет. Поражённый император воскликнул: «Воистину воскресе!»

Ювелирный дом Фаберже, хотя его основатели и имели французские корни, зародился в России. В 1830-х годах Густав Фаберже приехал из Франции в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля, который специализировался на изготовлении золотых шкатулок. В 1841 году он получил звание мастера ювелирного дела. В России же 30 мая 1846 года родился и его сын – Карл Фаберже, которому посчастливилось управлять ювелирным домом в период наивысшего расцвета. Именно Карл Фаберже получил полноценное образование: помимо ювелирных познаний, он обладал ещё и хорошим знанием бизнеса, и, как мы говорим сегодня, маркетинга готовой продукции. В 1872 году он принял руководство уже крупной компанией – в ней работало порядка 500 профессиональных ювелиров!

Карл получил подряд на реставрацию ювелирных экспонатов Эрмитажа. Но путёвку в покои русских императоров компании открыло участие в выставке, на которой был представлен старинный браслет IV века до н. э. Император Александр III сказал, что не может отличить копию фирмы Фаберже от оригинала, поэтому работа Фаберже должна быть в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров. В 1885 году компания стала официальным изготовителем ювелирных украшений для императорского дома.

В том же году появилась и традиция, обессмертившая название фирмы и давшая миру почти сотню ювелирных шедевров.

Император Александр III захотел сделать оригинальный подарок для своей жены Марии Фёдоровны. «Хочу, чтобы он напоминал ей о родине», – сказал царь придворному ювелиру. Мария Фёдоровна – урождённая принцесса Дагмар – была родом из Дании. Там, в замке Розенборг, что в Копенгагене, было небольшое ювелирное украшение, о котором она тепло вспоминала.

Внутри яйца была спрятана курочка, открыв которую, можно было обнаружить корону, а в ней – кольцо.

Карл Фаберже изучил прототипы (разумеется, он никуда не ездил и просто пообщался с ювелирами и придворными, чтобы понять, что от него хотят).

В результате родился не только вольный ювелирный пересказ датского королевского яйца, но и целое направление искусства, равного которому не было ни в одной части мира.

Первое яйцо получило незамысловатое название – «Курочка». Это было драгоценное яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка из разноцветного мозаичного золота, в курочке хранилась миниатюрная императорская корона, скрывавшая последний сюрприз – рубиновое яйцо-кулон с золотой цепочкой. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

С тех пор в царской семье закрепилась традиция преподносить друг другу уникальные пасхальные яйца, своеобразные ювелирные киндер-сюрпризы.

Каждое яйцо было уникальным и изготовленным в единственном числе. 52 яйца были изготовлены для императорской фамилии, ещё 19 – для сторонних заказчиков, поражавшихся необыкновенному таланту русских ювелиров. Ведь ценны были не только яйца или драгоценные материалы, из которых они делались. Гораздо большую ценность представляли собой крошечные фигурки или элементы, расположенные внутри продукции Фаберже – сюрпризы. Зачастую они имели механическую начинку, двигались, проигрывали музыку. Это было настоящее рукотворное чудо!

Помимо яиц ювелирный дом выпускал и массовую продукцию – от простеньких кружек и портсигаров до женских украшений.

Но визитной карточкой фирмы всегда были яйца.

И хотя традиция ювелирных пасхальных яиц пришла в Россию из Европы, уже на рубеже веков именно в среде богатых европейцев стало настоящим шиком заказать это украшение у русских столичных мастеров. Да, мастеров, так как в ювелирном доме Фаберже на тот момент работало боле 600 сотрудников, и каждое из яиц делалось главным мастером с привлечением большого числа подмастерьев. Сам Карл Фаберже не сделал ни одного яйца, осуществляя лишь управление семейным предприятием.

Именно ему в 1902 году заказала свой уникальный подарок Беатриса Эфрусси – баронесса из династии Ротшильдов. В 1905 году Беатриса преподнесла это яйцо своему младшему брату – барону Эдуарду Ротшильду – в качестве подарка на помолвку с Жерменой Хальфен.

Ротшильдовское яйцо

Яйцо-часы изготовлено из золота, украшено алмазами, прозрачной бледно-розовой и белой эмалью, платиной, опоясано фризом, выложенным из жемчуга. В эмалированное прозрачной бледно-розовой эмалью пасхальное яйцо вмонтированы часы Н. Роде. Открывающаяся вершина ювелирного яйца выполнена из розового золота, а под ней спрятан сюрприз: механический, ярко эмалированный золотой петушок, украшенный алмазами.

С наступлением каждого нового часа верхушка откидывается, из-под верхней ажурной крышки изделия особый механизм поднимает механического петушка, способного взмахивать крыльями, открывать клюв и петь. Движение обеспечивается заводным механизмом: каждый час золотой петушок расправляет крылья, четырежды взмахивает ими, трижды наклоняет голову, раскрывает клюв и поёт. Продолжительность выступления занимает 15 секунд, после чего колокольчик отбивает часовые удары.

Более ста лет общественность даже не подозревала о существовании этого шедевра – оно хранилось в семейных запасниках клана Ротшильдов. И только в 2007 году яйцо попало на площадку аукционного дома и после торгов обрело старую новую родину.