Средневековый шоу-бизнес: любовные трели менестрелей

Поиск Прекрасной Дамы и преклонение перед ней – в этом призвание рыцаря (такое представление о них закрепилось в мире). Мы уже рассказывали о реальной жизни и быте этих воинов. Сегодня же наш рассказ о тех, кто придумал людям в железных доспехах интересное времяпрепровождение.

Считается, что их звали менестрелями. Слово происходит от латинского ministerialis, которое переводится как «маленький слуга».

Как явствует из названия, менестрели – слуги при господах, причём самого низкого пошиба. Да-да, у слуг тоже была своя иерархия.

В возвеличивании влияния менестрелей как раз и кроется некая ошибка. Дело в том, что менестрели – это лишь одна из форм так называемого светского искусства Средневековья. И при этом далеко не главная. И уж они точно не придумывали для рыцарей никакой Прекрасной Дамы.

Почему? Читайте дальше – и узнаете.

Средневековая культура была весьма ограничена церковными нормами. По сути, никакого другого искусства, кроме одобренного церковью, долгое время не могло существовать.

Но, как мы понимаем, церковное искусство при всех его достижениях было несколько скучно. А людям во все времена свойственно стремление к лёгкости и развлечениям.

Ответом на эти потребности стало бродячее искусство – своеобразный шоу-бизнес Средних веков. Ещё в XII веке в провинции Прованс (Франция) на улицах можно было увидеть странствующих певцов и поэтов, которые пели песни собственного сочинения и сами же аккомпанировали себе на каком-либо инструменте. Этих бродячих артистов называли трубадурами. Данное название переводилось с прованского наречия как искусство сочинять.

IMG_7344

Трубадуры зарабатывали на жизнь своим творчеством, и основой его была импровизация. Как и большинство своих современников, они были в основном безграмотны, поэтому аутентичных произведений трубадуров до нас практически не дошло. А те немногие, что сохранились, стали известны благодаря церковным записям.

В Германии бродячие артисты тоже были, но назывались они на свой манер – миннезингерами – певцами любви. Вот они-то как раз и могут считаться авторами романтических баллад о Прекрасной Даме. Именно их творчество широко представляло любовную лирику.

А что же менестрели?

В Средневековье под менестрелями понимались все артисты, независимо от того, каким видом творчества они занимались. Ими активно использовались арфа, скрипка, волынка, флейта, литавры. Они могли и петь, и заниматься жонглированием, и сообщать новости (зачастую предвзято, чтобы потакать слушателям). Они же показывали простенькие фокусы. Также менестрели использовали в творчестве небольшие театральные зарисовки. Как следует из этого описания, места любовной лирике там почти не было.

Для того чтобы выделяться из толпы, менестрели носили соответствующие одежды, похожие на шутовские.

Гираут де Калансо в «Поучении» утверждает, что настоящему жонглёру следует завести себе приставную рыжую бороду и непременно вырядиться в костюм, «пугающий дураков». По сюжету английской повести начала XIV века, когда один юноша из богатой семьи явился в общество в короткой (в немецком вкусе) одежде, то кто-то из присутствовавших там иронически спросил, почему тот не прихватил и свои инструменты. Юноша напомнил, что он не жонглёр, но ему вновь съязвили о необходимости овладеть жонглёрским искусством, раз уж унизился до такого облачения.

IMG_7348

Низкий социальный статус бродячих музыкантов вынуждал их искать себе покровителя или объединяться в профессиональное сообщество.

В 1469 году в Англии была организована гильдия королевских менестрелей. Менестрели должны были либо присоединиться к гильдии, либо воздерживаться от занятий своим ремеслом. Так произошло разделение артистов на придворных (профессиональных музыкантов, создающих свои гильдии и работающих на богатых аристократов) – и странствующих (поющих и пляшущих на свой страх и риск на потребу толпе).

Жизнь придворных менестрелей хоть и была более сытной, чем у странствующих, но не отличалась изобилием. Зачастую они работали во дворце, как и другие слуги. И даже стояли в дозоре или участвовали в походах. Среди неоспоримых плюсов придворного менестреля – наличие спецодежды – ливреи, которую ему даровал господин.

Придворный менестрель мог не думать о еде, одежде и крове, что уже было достижением по тем временам. В ответ от него требовалось не так уж и много – всячески превозносить хозяина в своих балладах и развлекать его гостей! В принципе, функции шоу-бизнеса с тех пор мало поменялись! Но вот ответственности стало явно меньше, ведь в Средние века за некачественную работу или длинный язык можно было поплатиться головой!

Менестрель выбирал себе броско звучащее артистическое имя, порывая тем самым со своими семейными корнями и приобщаясь к иному родству – к артистическому клану. «Обходительный малый», «Малютка Жан», «Щебетарь», «Соловей» – вот лишь некоторые из дошедших до наших дней прозвищ популярных в народе менестрелей. Зарождение творческих псевдонимов можно проследить как раз на примере средневековых бродячих артистов.

Менестрели были и первыми шансонье. Шансон де жест – «песнь о великих деяниях» – была основой репертуара придворных менестрелей. Но это была песнь не о любви, а о кровавых побоищах, захватнических войнах и ратной доблести. Ничего общего с любовной и тюремной лирикой первые шансонье не имели.

Так кто же придумал любовные баллады? А это был вовсе не менестрель! Говорят, что первым про любовь стал сочинять распутный герцог Вильгельм IX Аквитанский. Сохранилось одиннадцать его произведений, основными темами которых была любовь (в особенности – плотская). Но по сравнению с предшественниками, певшими о том, как рыцари отрывают головы и выпускают кишки своим противникам, это был уже значительный прогресс на литературной ниве!

Вильгельм умер в 1127 году, что даёт нам некий ориентир на период зарождения любовной лирики, хотя бы в том весьма специфичном виде, как её понимали властители Средневековья.