Фильм, опередивший время

На высокой лестнице столпился народ – женщины, дети, старики. Перед ними выстраивается ряд солдат, которые по команде поднимают ружья. Мирные люди в растерянности, они без оружия и совсем беззащитны. Поэтому уверены, что поведение солдат – лишь острастка. Командир подразделения смотрит на толпу и отдаёт приказ. Звучат выстрелы. Люди, поражённые пулями, падают на лестницу, бегут, в панике давят друг друга. По ступенькам лестницы одиноко катится, набирая скорость, детская коляска…

Одна из самых известных сцен мирового кинематографа была снята в 1925 году. Автором кинокартины, ставшей классикой, был советский режиссёр Сергей Эйзенштейн, а фильм, основанный на реальных событиях, случившихся за двадцать лет до съёмки, получил название «Броненосец «Потёмкин».

Если вы сегодня посмотрите этот фильм, то он, конечно, покажется вам устаревшим. Безусловно, ведь с момента его съёмок прошло почти сто лет. Мы смотрим на старые автомобили, моду начала прошлого века или старинные здания и понимаем, что они сегодня в чём-то неактуальны. В то же время важно понимать, что современной моды, технологичных машин или оригинальной архитектуры не существовало бы, если бы человечество не проделало гигантский путь культурной и технической эволюции, опираясь на предыдущие достижения нашей цивилизации.

С кинематографом – аналогично.

Фильм «Броненосец «Потёмкин» задумывался как картина, снятая к 20-летию первой русской революции 1905-1907 годов. Возможно, он так и остался бы заурядной киноагиткой, если бы не гений автора – известного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна.

Автор подошёл к работе с полной ответственностью. Переработав сценарий, восстановив по итогам встреч с живыми свидетелями прошедших событий хронологию восстания матросов на корабле, режиссёр создал свой шедевр.

Фильм с самого начала получил признание и публики, и кинокритиков. В 1926 году картина получает награду Американской академии киноискусства как лучший фильм года. Случай и сейчас редкий, а тогда и подавно. Особенно если учесть, что Советская Россия была в то время молодым государством, не признанным в мире, да к тому же события, разворачивающиеся на экране, носили характер революционный, формировали у зрителя сочувствие к морякам корабля, восставшим против несправедливости.

Гораздо важнее, что фильм не стал сиюминутной сенсацией, забытой через год после премьеры.

Лента стабильно признаётся одной из лучших в истории мировой киноиндустрии всех времён и народов, регулярно попадая в различные обзоры. Заметим, что фильм «Броненосец Потёмкин» стал единственной отечественной картиной в рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет (начиная с 1952 года) и основывается на мнении более чем ста киноведов и режиссёров из разных стран мира. В этом рейтинге «Броненосец «Потёмкин» присутствовал каждый раз, занимая места с четвёртого по седьмое. Кроме него всегда попадала в этот список только одна картина — "Правила игры" Жана Ренуара.

 «Броненосец «Потёмкин» - произведение, в котором черпали вдохновение многие последующие поколения режиссёров. В киноиндустрии есть такой приём, как отсылка к классическим фильмам: режиссёр вставляет в свою картину аллюзию на известный фильм, чтобы зритель, разбирающийся в кино, сразу мог понять замысел автора. Среди картин и сцен мирового кинематографа эпизод с одесской лестницей, на которой расстреливают безоружных людей, пожалуй, можно назвать самым популярным в качестве основы для последующих киноаллюзий.

Передовым был и режиссерский подход Эйзенштейна. Мастер использовал в картине приёмы монтажа, нагнетавшие драматургию. Используя метод “монтажа аттракционов”, режиссёр создаёт серию ударных, наиболее впечатляющих моментов, вызывающих острую эмоциональную реакцию зрителя и направляющих его мысль в нужном режиссёру направлении. Эти приёмы в контексте создают смысловую сложность фильма. В последующем этот метод вошёл в мировой кинематограф, и в любом современном фильме приключенческого или драматургического жанра можно наблюдать аналогичные киноприёмы: монтаж различных эпизодов приближает вас к развязке сюжета, вы чувствуете, что напряжение нарастает и скоро случится кульминация.

Влияние фильма «Броненосец «Потёмкин» распространилось далеко за пределы кинематографа. Достаточно сказать, что одесская лестница, на которой снималась известная сцена, называется «потёмкинской». Но такое название она получила не вследствие исторических событий, а именно из-за кинофильма.

Если вы интересуетесь кино или хотите связать свою жизнь с кинематографом, обязательно посмотрите старые классические фильмы, найдите в них приёмы, используемые авторами в современных картинах. Лента «Броненосец «Потёмкин» как раз из числа фильмов, просмотр которых позволит вам лучше разобраться в современном кинематографе.