Он придумал русский балет

«А также в области балета мы впереди планеты всей..»

Так пелось в одной старинной песне, подчёркивающей превосходство нашей страны в этом искусстве. Сегодня успехи русской оперной и балетной школ признаны на Западе и не вызывают никаких дискуссий, но ещё в начале ХХ века балет считался исконно французским изобретением.

Вообще российское искусство было слабо известно даже образованным слоям европейских государств. Из русских в Европе знали только писателей – авторитет Толстого, Достоевского, Пушкина был велик. На этом познания европейцев об остальной культуре нашей страны были ограниченны.

Если Пётр Первый прорубил «окно в Европу», открыв для России доселе незнакомую цивилизацию, то в начале двадцатого века «око в Россию» прорубил Сергей Дягилев – человек, практически в одиночку сделавший русское искусство популярным, востребованным и модным на всём европейском континенте. И уже в 1923 году на волне общеевропейской моды на всё русское Елизавета Боуз-Лайон — ныне королева Британской империи Елизавета II — выходила замуж в платье, имеющем русские этнические мотивы.

По большому счёту, Сергея Дягилева можно назвать первым профессиональным продюсером.

Он не был ни художником, ни писателем, ни музыкантом. Не умел играть на театральных подмостках и сочинять музыкальные пьесы. Единственная опера, которую написал Дягилев в юном возрасте, провалилась, не успев даже выйти в свет. Римский-Корсаков раскритиковал музыкальные опыты Дягилева, и ему пришлось реализовать свою мечту стать известным деятелем русской культуры несколько с другой стороны.

Дягилев не имел склонности к чтению и письму. Зато он был прекрасным организатором и человеком, одержимым своей целью – сделать российское искусство известным на весь мир.

Дягилев родился 31 марта 1872 года в достаточно состоятельной семье. Его отец был потомственным дворянином, и в Перми, где жили Дягилевы, их дом являлся своеобразным культурным центром – великосветским салоном, в котором собиралась богемная городская публика. Именно из этих музыкально-литературных вечеров, по всей видимости, и родилась страсть Сергея Дягилева к искусству.

В отличие от того же Третьякова, который был очень богатым человеком и помогал художникам из собственных средств, Сергей Дягилев такого позволить себе не мог. Все свои начинания он реализовывал за счёт меценатов – спонсорская помощь шла к нему из разных источников. На начальном этапе было тяжело; в последующем, уже сделав себе имя, Дягилев легко находил поддержку у богатых и влиятельных европейцев.

Первым опытом самостоятельного бизнеса на ниве культуры стал журнал «Мир искусства», который Дягилев издавал вместе с талантливым художником Александром Бенуа. На страницах журнала печатались не только репродукции полотен известных художников, но и литературные и искусствоведческие заметки. Журнал, став символом культурной жизни своего времени, перерос свою печатную составляющую. «Мир искусства» превратился в объединение единомышленников, что потом позволит Дягилеву использовать его потенциал в рамках своих знаменитых «Русских сезонов».

Связи среди талантливых людей – это хорошо. Но ведь известна и такая истина: талантам надо помогать, бездарности прорвутся сами. Для помощи талантам нужны деньги, которых у Дягилева нет. Тогда он просит свою хорошую приятельницу – балерину (и по совместительству – фаворитку брата императора России) Матильду Кшесинскую о финансовой помощи. Матильда помогает молодому антрепренёру, и великие князья Владимир и Андрей становятся меценатами для первого зарубежного проекта Дягилева – парижской выставки «Два века русской живописи и скульптуры».

Левитан, Серов, Коровин, Врубель – сегодня эти имена широко известны, картины данных художников продаются за миллионы долларов, но в 1906 году только благодаря выставке Дягилева парижское общество смогло познакомиться с их творчеством.

«Два века русской живописи и скульптуры» стали событием года в Париже. А Париж тогда – центр мировой культурной жизни. Казалось, взятую в 1906 году высокую планку нельзя преодолеть, но Дягилев замахивается на ещё более амбициозный проект. В его планах – привезти во французскую столицу русский театр.

Для столь масштабной задумки и поддержка нужна соответствующая. Антрепренёру недостаточно помощи на родине, необходимы меценаты и союзники на французской земле. И он их находит. Среди тех, кто помогал в организации «Русских сезонов», - владелица музыкального салона и очень состоятельная дама Миссия Серт. Именно она взяла на себя финансирование первых театральных опытов Дягилева на парижской сцене. И не прогадала.

В 1907 году это была опера - Дягилев открыл миру талант Шаляпина.

В 1908 году Сергей Дягилев решил развить свой успех – он привозит в Париж русский балет. Напомним, что Париж в то время являлся центром мировой балетной моды. Это всё равно что сегодня приехать в Милан со своей коллекцией платьев или в Китай - с новой российской моделью сотового телефона. Занятие амбициозное и рискованное одновременно.

Но Дягилев не был бы Дягилевым, если бы не подошёл к подготовке своего предприятия со свойственными ему азартом и технологичностью. Сергей Павлович собственноручно правил классические версии музыкальных произведений, подбирал актёров на ведущие роли. Причём, далеко не всегда эти актёры были из России. Для создания идеального образа уже опытный продюсер просто дал иностранцам новые русские имена!

В подготовке «русских сезонов» сполна раскрылись таланты Сергея Дягилева не только как непревзойдённого организатора, но и как поистине творческого человека, способного улучшить произведение, сделав его понятным и доходчивым для публики. Многие скажут, что это упрощение, но лучше использовать термин «адаптация».

Какой смысл в идеальном произведении, если оно не понято зрителем или неизвестно ему? Эту истину первым осознал и воплотил именно Дягилев. Его, возможно, и стоит называть первым настоящим продюсером мирового уровня. Всё, что сегодня входит в это понятие, вначале реализовал именно он: подбор актёров, создание «звёзд» из никому не известных исполнителей, реклама, яркие образы, мода, драматургия сюжета, скандальное сопровождение. Все элементы действа, мастерски смиксованные Дягилевым в ходе оперного сезона, окончательно подняли его и русское искусство на невиданную доселе высоту!

После успеха «русских сезонов» 1908 года Сергей Дягилев мог бы стать очень состоятельным человеком, но между деньгами и продолжением дела своей жизни он выбирает страсть к искусству. «Русские сезоны» трансформируются в «Русский балет Дягилева». Он собирает творческий коллектив и делает Монако резиденцией театральной труппы. Начинается череда аншлагов по мировым столицам, в Европе развивается мода на русское, а русский балет становится визитной карточкой нашей страны. Удивительно, но именно Сергей Дягилев, не имевший даже профильного музыкального образования, благодаря своим настойчивым и продуманным шагам сделал балет и в целом русское искусство таким, каким оно известно просвещённому европейскому зрителю вплоть до настоящего времени.

Дягилев был настолько предан делу своей жизни, что умер бедным человеком – все заработанные деньги он инвестировал в свой проект. Похороны талантливого продюсера помогли оплатить госпожа Сетт и Коко Шанель, которая дружила с Дягилевым и даже шила костюмы для его представлений.

Дягилев умер в 1929 году в Венеции – городе, который считал любимым. В юности цыганка предсказала ему, что он умрёт на воде, поэтому Дягилев очень боялся плавать. Предсказание сбылось, как и мечты провинциального мальчика, мечтавшего покорить мировые театральные подмостки!