Уникальный русский художник Андрей Рублёв

Русская икона – шедевр мировой живописи. Она насколько уникальна, настолько и ценна. За старые, покрытые вековым свечным нагаром, сильно потрескавшиеся доски на чёрном рынке дают сотни тысяч долларов. За известными произведениями охотятся коллекционеры со всего мира.

А творения этого художника не только признаны мировым художественным сообществом, но и стали своего рода знаком качества, подтвердившим уникальность культурного и художественного явления русской иконы.

Андрей Рублёв был известен при жизни, но и сегодня, спустя сотни лет после смерти, его картины (а именно так можно назвать иконы, выполненные этим автором) завораживают зрителей.
В отличие от многих своих современников, которые больше мифические персонажи, чем реальные люди, Рублёв – личность действительно существовавшая, в этом нет никаких сомнений. Многие его произведения атрибутированы, то есть эксперты и искусствоведы несомненно относят их к его авторству и к историческому периоду его жизни. Хотя автор, как тогда было принято, не подписывал своих работ. Считалось, что икона рождается от божьего благословения, а художник - проводник между духовной сущностью и деревянной доской.

Андрей Рублёв жил в 1360 — 1430 гг., был монахом и профессиональным иконописцем. Хотя он и происходил из простой семьи, не являясь боярином или воеводой, именно из-за его иконописных полотен память о нём сохранилась в веках.

Вообще в то время простолюдины не имели фамилий. Наличие фамилии говорило о дворянском происхождении человека или о его высоких профессиональных успехах. Вопреки ожиданию, фамилия Рублёв произошла не от денежных знаков, а от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Возможно, отец художника занимался именно этим промыслом.

Чтобы понять уникальность и влияние Рублёва, для начала разберёмся с самим понятием «русская икона».

Икона – это элемент культа, украшение православных церквей. Как правило, на иконах изображались сцены из Священного Писания (Библии), либо лики (лица) известных святых. Иисус Христос, Святая Мария, апостолы и другие канонические изображения наносились на специально подготовленные доски. Доски сначала покрывали специальной тканью – паволокой. После наносили грунт, и уже поверх подготовленной поверхности иконописец писал свой шедевр. В краску добавляли воск, благодаря чему изображение долгое время не теряло яркости и не подвергалось разрушению. В центре иконы делалось углубление – ковчег. Именно в ковчег помещался основной сюжет. По краям писались дополнительные элементы.

 Далее для большей сохранности икону «одевали» в оклад – металлическую оболочку, которая повторяла изображённый на дереве сюжет, но закрывала всю картину, за исключением лица. Оклады выполнялись из разного металла. Так как икону могли заказать только богатые люди или весьма экономически успешные монастыри и храмы, то оклад зачастую делался из ценных металлов и украшался драгоценными камнями.

Техника исполнения, применяемые материалы и изображаемые сюжеты менялись в зависимости от времени и места изготовления иконы.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии, которая длительное время была культурным центром православия. Надо сказать, что в период средневековья светское изобразительное искусство было практически полностью вытеснено церковным, и для человека, имевшего желание заняться живописью, единственной возможностью применить свои таланты стала иконопись. Именно поэтому манера письма иконописцев так же изучается и анализируется, как и манера письма известных светских художников.

Икона писалась в уникальной технике, где авторы, зачастую умышленно, пренебрегали известными приёмами классической живописи. Такими как светотень, перспектива, соотношение предметов. Это делалось для концентрации внимания зрителя на лике святого или изображаемом сюжете. Все второстепенные явления как бы приносились художником в жертву во имя главного – зритель должен был проникнуться моментом или ликом святого, чтобы ощутить религиозный трепет.

Иконописец не мог писать сюжет или лик так, как ему кажется правильным – все элементы художественного произведения были подчинены своим особым правилам, и зачастую для написания того или иного сюжета имелись описания, закреплённые в церковных документах. Дело в том, что большинство верующих было неграмотными, им сложно было понять догматы веры. Икона помогала визуально увидеть и осмыслить библейские сюжеты, донести до молящегося суть явления. Поэтому в таком вопросе, как иконопись, самодеятельность художника не поощрялась и даже запрещалась. В то же время именно собственное переосмысление знакомого библейского сюжета делало творение каждого автора сугубо уникальным. Мы запомним это, чтобы потом понять иконописные достижения Андрея Рублёва.

До Рублёва в иконописи господствовал византийский стиль, привнесённый на Русь греческими иконописцами. Он характеризовался следующими основными чертами.

Во-первых, нёс в себе черты античности (Древней Греции). Лица на иконах имели черты живого человека, а их одежда и положение тела визуально соответствовали пропорциям обычных людей.

Во-вторых, сами иконы были более тёмные. При изображении библейских сюжетов делался большой акцент на муки и аскезу героев.

Византийскую школу иконописи на Руси развил Феофан Грек, который не только писал свои работы, но и обучил многих талантливых иконописцев, чем сумел на долгое время закрепить доминирование своей школы живописи при написании икон.

Так было, пока не появился Андрей Рублёв.
Именно Рублёва можно назвать художником, создавшим уникальное русское иконописное направление.

Особенностью творений Андрея Рублёва стали более яркие и светлые оттенки красок, отсутствие второстепенных элементов, отвлекающих верующего от основного сюжета. Также Рублёв переосмыслил многие до этого канонические (закреплённые в церковных документах) изображения.

Самой известной картиной художника стала «Троица».

Троица – сложный для понимания религиозный сюжет, в котором показывается единство трёх сущностей Бога: Отца, Сына и Святого духа. Проблема в том, что согласно церковному канону Бог не имеет конкретного обличия, и он всемогущ. Его нельзя изобразить художественными средствами. Тем более, нельзя понять три его составляющие. Поэтому при изображении за основу берётся библейский сюжет, когда в гости к Аврааму пришёл Бог в виде трёх путников, каждый из которых отождествляет один из образов Троицы. Путники-ангелы сообщили бездетным супругам, что у них вскоре родится сын, который спасёт человечество.

При написании своего творения Рублёв значительно отошёл от существовавшего тогда церковного канона, что могло быть чревато очень большим наказанием.

Рублёв убрал все лишние элементы, которые обычно изображались в данном сюжете: исчезла еда, убранство дома, мелкие элементы и вообще любое действие. В центр произведения художник поместил Бога Отца. Справа от Отца - Сын – ангел в зелёной накидке. Слева – Святой Дух, который поднимает руку, чтобы благословить Сына на подвиг – сошествие на землю для дальнейшего искупления грехов человечества.

Все участники трапезы сконцентрированы на торжестве момента, они не вкушают пищу, а преисполнены мощной духовной работы. Также Рублёв умышленно лишил образы иконы черт лица, характерных для людей. Они выглядят неземным образом, при рассмотрении изображения сразу понимаешь, что перед тобой не живой человек, а некто не из нашего мира.

«Троица» воспринималась как кульминационный момент в христианском веровании, который подчёркивает трагедию сюжета, так как все участники трапезы понимают, что гибель Христа после его сошествия на землю очевидна. Ранее «Троица» писалась как трагическое полотно, но Рублёв изменил угол зрения на известный сюжет. Он стал более светлым и возвышенным. На место грусти пришло озарение от ощущения величия самого момента и подвига Бога и его Сына.

Для придания образам лёгкости и света Рублёв активно использовал яркие цвета, что было нехарактерно для современной ему иконописи. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублёвским голубцом». И в применении таких экспериментальных цветов при иконописи Рублёв тоже был первопроходцем.

 Впоследствии именно изображение библейского сюжета на принципах Андрея Рублёва стало каноническим, что было закреплено постановлением Стоглавого собора 1551 года.

Сегодня икона Святой Троицы находится в Третьяковской галерее, и вы можете вживую рассмотреть творение художника, написанное им (только вдумайтесь в это!) около 600 лет назад!