«Могучая кучка» – содружество непохожих людей, объединённых одной целью

Великая музыка, созданная выпускниками военных училищ.

Попытки культурно опередить Европу.

Творческие идеи молодых людей, воплотившиеся в нескольких десятках всемирно известных музыкальных произведений, в числе которых оперы "Борис Годунов", "Садко", " Сказка о царе Салтане", "Вильям Ратклиф".
Намёки на национализм и высокомерие как оборотная сторона поиска собственного пути. Всё это – об одном явлении русской культуры XIX века, вошедшем в историю под несколько странным на первый взгляд названием «Могучая кучка».

«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», – так описывали это музыкальное направление современники, и именно эта характеристика закрепилась за композиторами.

«Могучая кучка» – музыкальный кружок, объединивший молодых российских композиторов XIX века: Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи, Балакирева, Бородина.

Кружок возник спонтанно, все его участники не имели академического музыкального образования, а проходили обучение в военных учреждениях. Кружок сформировался в связи с идеей отрыва от Европы и создания собственной равнозначной музыкальной школы. Именно поэтому в музыкальных произведениях его участников широко представлены народные мотивы, сюжеты отечественной истории, этнические музыкальные элементы.

50-60-е годы девятнадцатого века - время борьбы в России двух течений – западников и славянофилов.

Западники выступали за интеграцию России в сообщество европейских государств и изменение политико-правовой и экономической системы в сторону либерализма и рыночной экономики.

Славянофилы, напротив, считали, что у России собственный путь развития, не связанный с заимствованием западной модели развития экономической и политической системы.

Два идейных направления боролись не только в системе государственного управления или литературе – противостояние было повсеместным, и даже музыку не обошло стороной.

«Могучую кучку» стоит отнести к славянофилам. Их музыка и мотивы выражали идею духовной силы русского народа, а целью было «распрощаться с общей европейской музыкой и писать русскую музыку - великую, неслыханную, невиданную, новую по форме и, главное, по содержанию».

Организатором кружка был М.А. Балакирев, тогда еще восемнадцатилетний композитор, лично знакомый с живым классиком того времени – композитором М.И. Глинкой.

Балакирев в 1862 году основал "Бесплатную музыкальную школу", где могли проходить обучение игре на инструментах и пению все желающие. Кроме того, на протяжении десяти лет Балакирев делал правки и консультировал по музыкальным вопросам Мусоргского, Римского-Корсакова, был постановщиком опер Глинки в Европе.

Цезарь Кюи - российский композитор, генерал, профессор по военной специальности «фортификация», был ещё одним участником кружка. Кюи носил прозвище "генерал от музыки", так как основной сферой его деятельности была оборона. Он даже консультировал Николая Второго по вопросам организации военных укреплений.

Музыкой Кюи занимался с 14 лет в качестве хобби, но хобби это стало весьма заметным музыкальным явлением. Композитор получил признание в Европе и России за оперу «Вильям Ратклиф". Кюи был автором первой русской оперы, поставленной в Бенилюксе, и автором первой систематической литературной работы по истории российской музыки.

Творчество двух других участников кружка - Римского-Корсакова и Мусоргского - построено на русских мотивах. Они пытались отказаться от западных музыкальных схем, привнести в отечественную музыку народные черты.

Римский-Корсаков, кроме музыкального творчества, также занимался педагогической работой, он воспитал нескольких поколений музыкантов, композиторов, теоретиков, музыкальных деятелей.  Отмечался он и своим педагогическим подходом. Он так говорил своим ученикам о своей педагогической роли: "Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным..."

Модест Мусоргский известен как автор оперы "Борис Годунов". Известность получил во многом благодаря Римскому-Корсакову, ибо тот переработал большую часть произведений Мусоргского. Хотя и до смерти композитора "Борис Годунов" был поставлен 15 раз в главном театре империи – Мариинском - Мусоргский тяжело переживал разрыв «Могучей кучки», и у него постепенно сформировался выраженный алкоголизм и психический невроз, из-за чего он умер достаточно молодым - на сорок третьем году жизни.

«Могучая кучка» активно полемизировала с известным композитором П.И. Чайковским, который критиковал их задумки и идеологию. «Все новейшие петербургские композиторы народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены самым ужасным самомнением и чисто дилетантскою уверенностью в своём превосходстве над всем остальным музыкальным миром», - так Пётр Ильич Чайковский характеризовал своих музыкальных оппонентов.

«Могучая кучка» - группа молодых, талантливых композиторов, внёсших большой вклад в российскую культуру и оказавших влияние на формирование отечественной классической музыки. Будучи уникальным явлением, это объединение композиторов смогло создать собственное течение, имевшее общие характерные национальные черты и нашедшее дальнейшее развитие в музыке. Именно в этом заключается его значение для отечественной культуры.