Апофеоз войны

«Извольте, это такая гадость...» - так литературный критик написал в рецензии на рассказ Василия Верещагина (1842-1904 гг.), который он попытался опубликовать в одной из столичных газет.

Надо признать, что с литературным даром Василию Верещагину повезло чуть меньше, чем с художественным. Но много позже он всё же снискал популярность и в качестве литератора, став автором двенадцати литературных произведений и большого числа очерков и статей. Но мы знаем его, в основном, как художника-баталиста, первого изобразившего обратную сторону войны.

До Верещагина в изобразительном искусстве доминировал романтический подход, направленный на изображение побед и успехов ратных сражений. Реальные эмоции солдат, тяготы службы, пот и кровь войны оставались за кадром. Первым, кто повернул свою кисть к описанию реального быта и, главное, последствий военных действий для простого солдата, стал именно Верещагин.  При этом художник зачастую сталкивался с неприятием реализма своих картин со стороны начальства.  Но он имел полное право изображать войну, потому что, будучи талантливым художником, представителем вроде бы сугубо мирной профессии, всё же неоднократно и по собственной инициативе участвовал в боевых действиях.

Биография Верещагина – история бесконечных путешествий: Туркестан, Европа, Индия, Япония, США, глубинная Россия. Где только не побывал художник, по итогам каждой поездки на своих холстах фиксируя быт, местные обычаи и батальные сцены. Несмотря на то, что Верещагин известен большинству в качестве художника-баталиста, существенную часть его творчества занимает реалистичная живопись бытового свойства.

В этом его манера изображения простых людей пересекается с полотнами художников-передвижников. Но, в отличие от них, позиция Верещагина в обществе была привилегированней – он происходил из знатного дворянского рода, получил классическое военное образование и работу по художественной специальности. Уже первые картины Верещагина из «Туркестанского цикла» (зарисовки быта и военных действий в Средней Азии) пользовались большим успехом у публики и активно скупались, в том числе известным меценатом Третьяковым.

Полотна Верещагина отличает большое количество мелких деталей, широкая палитра использованных цветов и серьёзный философский подход к изображаемым явлениям. Даже бытовые зарисовки заставляют зрителя задуматься и увидеть свой, особенный сюжет в изображаемой сцене.

Безусловно, большую известность Верещагину принесли именно батальные полотна, на которых он изобразил лики войны. Зачастую эти лики вызывают страх, горечь, опустошение.

Глубокие эмоциональные переживания, свойственные картинам автора, обладают универсальной силой. Так, даже в современном блокбастере 2015 года «Выживший» с Леонардо ДиКаприо в главной роли использованы художественные приемы, имеющие прямую аналогию с картинами русского художника.

Творческое наследие Верещагина огромно – оно насчитывает десятки полотен, объединённых в целые серии по месту написания и тематике. Стоит отметить, что, не смотря на признание публики и коммерческую успешность, художник находился в острых отношениях с политическим режимом. Ему не могли простить его пацифизма, реализма картин, брака с иноверкой, атеистических религиозных взглядов. Отчасти поэтому Василий Васильевич старался почаще бывать в путешествиях за пределами страны, в том числе участвуя в войнах в составе русской армии.

Художник трагически погиб в ходе русско-японской войны, когда в 1904 году броненосец «Петропавловск», стоящий на рейде Порт-Артура, был торпедирован японцами и почти мгновенно затонул, унеся в морскую пучину жизни 650 человек.

Так случилось, что и смерть гения в некотором смысле тоже стала символом бесчеловечности и бессмысленности войн, против которых он выступал в своём творчестве.