Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит?

«Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер» - фильмы, ставшие классикой советского и мирового кинематографа, а их автор - Андрей Тарковский – насколько признанный, настолько и сложный кинорежиссёр.

Несмотря на обилие наград, его фильмы понятны далеко не каждому. Может быть, потому, что универсальным языком кинематографа автор раскрывает весьма сложные философские темы.

Тем интереснее коротко взглянуть на историю жизненного пути и успеха этого талантливого человека.

Тарковский, безусловно, потомственный московский интеллигент в самом классическом смысле этого слова. Отец и мать – литераторы, в его биографии - жизнь в центре столицы, дружба с весьма известными современниками. Например, другом детства Тарковского был в будущем известный советский поэт шестидесятник Андрей Вознесенский – автор стихов для рок-оперы «Юнона и Авось».

Тем не менее путь в творческую профессию для юного Андрея был тернист. Отец будущего режиссёра сомневался в истинных мотивах сына и после школы рекомендовал ему выбрать для обучения естественно-научное направление, после получения образования проработать по выбранной специальности хотя бы год и уже потом думать о творчестве.

Но всё получилось несколько иначе, чем ожидали родители. Хотя Андрей и поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, связал себя с этой профессией только на один год. И был с успехом отчислен, так и не перейдя на второй курс.

В возрасте 21 года Андрей Тарковский поступает во ВГИК на курс к признанному мастеру кинематографии – режиссёру фильма «Обыкновенный фашизм» Михаилу Ромму, который опытным профессиональным зрением сразу разглядел в стильном московском пареньке глубокого и самобытного режиссёра.

Андрей Тарковский за свою профессиональную карьеру снял небольшое число картин, но каждая из них – не только философская притча, но и новация в технике съёмок и подходе к раскрытию сюжета. При этом каждый из его фильмов – это глубоко личная, внутренняя история. Не зря после премьеры автобиографического фильма «Зеркало» Тарковский писал: «Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

Тарковского сразу ждал успех. Его первая дебютная полнометражная картина «Иваново детство» получила признание не только на родине, но и на престижном Каннском фестивале.

Этому же международному фестивалю обязан своим признанием и «Андрей Рублёв» - фильм Тарковского о жизни и взглядах известного русского иконописца. Подробнее о самом Андрее Рублёве можно почитать здесь.

Тарковский с каждым следующим фильмом брал новую творческую высоту, и его поздние ленты, особенно «Сталкер», становились настоящими кино-притчами, где каждый зритель находил свой, сугубо индивидуальный ответ на поднятые режиссёром вопросы. И в этом смысле Андрей Тарковский сделал всё, чтобы изменить взгляд на кино. «Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают...»,- писал он.

Нет, фильмы Тарковского – не жвачка и не сигареты, это – глубокая пища для ума. Попробуйте посмотреть их и создать о них своё собственное представление.