«Кажется, я начинаю в этом что-то понимать…»

Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт»

25 февраля 1841 года в городе Лимож, что во Франции, родился мальчик, которому было суждено изменить мировое искусство.

При рождении он получил красивое двойное имя Пьер Огюст, став шестым ребёнком в семье. Догадались, о ком пойдёт речь?

Конечно же, сегодня наш рассказ о классике импрессионизма – Пьере Огюсте Ренуаре.

Для начала разберёмся, что такое импрессионизм. Такое наименование получило творческое течение в живописи, зародившееся во Франции. Его апологеты в своих картинах делали упор на изображении текущего момента и сопутствующих ему эмоций. Для этого, как правило, применяли яркие краски, но использовали и приглушённые пастельные тона, создающие ощущение лёгкости, простоты и свежести. Под стать тонам были и сюжеты: в основном они носили бытовой характер либо сводились к изображению явлений природы. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Название его идёт от французского слова «впечатление» (impression) и подразумевает, что именно впечатление мастера о каком-то явлении создаст настроение его полотна. Сюжет в данном случае – вторичен, так как даже простая бытовая сцена может стать для художника и зрителя подлинным открытием.

Именно Ренуар внёс огромный вклад в развитие этого направления. За свою длинную творческую жизнь он написал более шести тысяч полотен, что в среднем составляет около 100 картин в год. При такой недюжинной работоспособности автор сохранил желание работать вплоть до того момента, когда из-за болезни уже не мог держать кисть в руках.

Главными героями полотен художника стали люди – простые и знатные, известные и незнакомые. Но главное – живущие чувствами окружающего момента и влюблённые в жизнь. Именно этот внутренний свет, идущий даже из полотен, выполненных в тёмных тонах, стал фирменной чертой картин автора и подарил ему мировую славу.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть. Наверное, это высказывание весьма применимо к работам Ренуара. Давайте присмотримся к одной из них – картине «Зонтики». Хотя Ренуар и был плодовит, но «Зонтики» писал долго: начав на рубеже 1880-1881 годов, закончил полотно только в 1886 году. В процессе работы изменялась и манера письма художника.

Пьер Огюст Ренуар «Зонтики»

Пьер Огюст Ренуар «Зонтики»

На картине мы видим толчею парижской улицы. Видимо, дождь только начался или уже заканчивается – не все герои идут с раскрытыми зонтами. Как и на большинстве картин Ренуара, здесь доминирует женская натура: в левой части рисунка изображена главная героиня – женщина с корзинкой; она без зонта и на её губах лёгкая полуулыбка. Она словно радуется окружающей толчее и слегка задумчива. Это мидинетка – молодая парижская швея, девушка, которая очень рано приступает к работе и освобождается уже к полудню (midi). На её лице читаются следы усталости, при этом она не выглядит утомлённой жизнью, а, напротив, дарит окружающим свой внутренний свет. Чуть позади неё еще две женщины и девочка, которая смотрит прямо на нас. Люди в городской толчее будто замерли, как на фотографии. Эффект фотографического снимка подчёркивают размазанные края, не имеющие чёткости изображения. Этот приём позволяет нашему зрению сфокусироваться на главных героинях.

Фигуры двух девочек, стоящих с правой стороны картины, написаны мягкими, воздушными мазками, характерными для Ренуара-импрессиониста, а фигуры в левой части полотна выполнены уже другим стилем, более конкретным, явно демонстрирующим то влияние, которое оказало на художника изучение образцов классического искусства и искусства эпохи Ренессанса, с которыми он познакомился в Италии.

Сила Ренуара в том, что в большинстве его произведений, как, например, в «Зонтиках», нет никакой сюжетной драматургии: ну идут женщины по улице, ну капает дождь - что в этом такого? Тем не менее, автору удаётся буквально пронзить зрителя внутренней силой и красотой момента.

Когда картина увидела свет, более сотни британских художников прислали Ренуару письмо, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

Художник любил работать и отличался высокой скоростью написания своих работ. «Зонтики» в данном случае – скорее, исключение из общего правила.

78-летний Пьер Огюст Ренуар попросил дать ему кисть, краски и идеально чистую палитру. Он собирался писать очередную картину, но руки уже не слушались. Используя тюбики красок, художник ловкими мазками наносил их, в своей манере смешивая цвета прямо на холсте. Отодвинувшись от полотна, Ренуар произнёс: «Кажется, я начинаю в этом что-то понимать». Спустя несколько часов его не стало.

Но у нас остались его полотна – дышащие счастьем зарисовки момента, ставшие синонимом смысла человеческой жизни. Ведь именно это – ощущение счастья от того, что тебя окружает, и дарит нам самые яркие эмоции!

А какая из картин Ренуара у вас самая любимая? Может быть, вам нравятся другие художники? Напишите нам в комментариях!