Известные и выдуманные случаи захоронения заживо

Погребение заживо – страшнейший способ заснуть вечным сном. С древнейших времён так наказывали за самые тяжкие преступления. В Древнем Риме до прихода христианства в языческих храмах горел священный огонь, охраняемый девственницами – весталками. Если одна из них нарушала обет невинности, ей организовывали ритуальные похороны. Девушку оплакивали и приводили к отверстию в земле. Оно вело в маленькую подземную камеру, где стояли кресло и стол с едой и водой. Когда блудная весталка спускалась в крипту, команда палачей закрывала вход в могилу камнями и землёй таким образом, чтобы не засыпать приговорённую. Воды хватало на один день.

В средневековой Европе к захоронениям заживо приговаривали женщин, осуждённых за убийство (мужчинам отрубали голову). Во время распространения протестантизма католическая церковь таким образом казнила представительниц слабого пола, выбравших новые религиозные учения. Например, когда закапывали анабаптистку Анну Утенховен, оставили её голову над насыпью, чтобы она могла говорить. Священники спросили Анну, не хочет ли она отречься от ереси. Услышав отрицательный ответ, палачи засыпали её полностью.

Женщин таким образом казнили и в России до XVIII века – за убийство мужчины или другое тяжкое преступление. Но у нас приговорённых дам закапывали по шею. Несчастные преступницы могли мучиться неделями, пока не погибали от жажды, голода или переохлаждения. Вероятно, отсюда происходит русское выражение «стоит как вкопанный». Стража не позволяла прохожим кормить и поить осуждённых, но разрешала бросать монетки, предназначенные на покупку похоронных свечей. В редких случаях таких женщин миловали – выкапывали и отправляли в монастырь.

В XIX веке в цивилизованных странах (в том числе и в России) погребение заживо женщин-преступниц уже считалось дикостью. Зато широко распространилась фобия быть захороненным по случайности. В этот период зарождалась современная медицина, появилось много практикующих врачей, которые жаждали усовершенствовать своё мастерство. Им приходилось «тренироваться» на трупах. Посвятивших своё тело науке не хватало, но где образуется спрос, возникает и предложение – появились похитители трупов. Они выкапывали свежие могилы и продавали мертвецов в медицинские учреждения.

Таким делом занимались люди неграмотные, часто суеверные. Они очень удивлялись, если находили во вскрытых гробах тела в ненатуральных позах. Появились страшные легенды о том, что некоторых людей похоронили ещё живыми – спящими летаргическим сном или в состоянии комы. Якобы после захоронения они обязательно просыпались и безуспешно пытались вырваться из гроба. Тема захоронения заживо стала популярной среди писателей готической и романтической литературы. Об этом любили писать Эдгар Аллан По, Александр Дюма, Ги де Мопассан и Эмиль Золя.

Николай Гоголь не только описал сцену погребения заживо в повести «Тарас Бульба», он был просто одержим фобией, что его самого могут похоронить во время летаргического сна. Он оставил завещание, в котором просил после смерти захоронить его не сразу, а после того, как на его теле покажутся признаки разложения. Это породило другой миф – будто Гоголь и правда был захоронен ещё живым. Эту чушь в 1931 году распространили литераторы, присутствовавшие при вскрытии гроба великого русского писателя (могилу было решено перенести). Советские деятели культуры вели себя совсем как похитители трупов XIX века – громко удивлялись, что у Гоголя была повёрнута голова. И тихонько забрали некоторые части тела себе на память.




Самое популярное

22 июня 1941 года. Первый день Великой Отечественной войны

«Война Алой и Белой розы»