Трагическая жизнь кинозвезды. Мэрилин Монро

Мэрилин Монро

Произнося её имя, мы видим неподвластную времени красоту. Она пленила сердца миллионов зрителей и стала символом женственности и чувственности. По сей день стиль и элегантность Мэрилин Монро вдохновляет целые поколения фанатов. Но, несмотря на неоспоримую славу, она была совершенно несчастным человеком. Самые близкие и дорогие ей люди часто пользовались её известностью ради достижения личных целей. Они воспринимали её как дорогое украшение, как вещь, которую все желали заполучить. А когда добивались её доверия, пытались переделать эту драгоценность – перевоспитывать Мэрилин под свои нравы и своё понятие красивого.

Никому не нужная девочка

monro2

Мэрилин Монро в молодости

Женщина, которая известна миру под сценическим псевдонимом Мэрилин Монро, родилась 1 июня 1926 года как Норма Джин Мортенсон. Она не знала своего отца, а по рассказам матери папой ей представлялся человек, похожий на актёра Кларка Гейбла. Девочка грезила, что является дочкой кинозвезды. Мама Мэрилин, Глэдис Пёрл Бейкер, страдала от психологических проблем, которые усугубились приёмом разных психотропных лекарств. Она то отдавала дочь приёмным родителям, то возвращала её себе, чтобы получить от государства финансовую помощь как одинокая мать. В детстве Монро жила в двенадцати разных семьях, многие из которых были согласны приютить девочку только ради пособия. Какое-то время она жила у подруги своей матери – Грейс Мак-Ки. Но когда у Грейс появлялись финансовые проблемы, она отдавала Мэрилин в детский дом или родственникам и друзьям. В конце концов мамина подруга организовала свадьбу шестнадцатилетней девушки и двадцатиоднолетнего Джеймса Догерти. Монро так никогда и не окончила школу.

Первые шаги в киноиндустрии

monro3

В молодости Мэрилин работала на авиационном заводе

Во время Второй мировой войны Догерти нанялся на торговый флот, а Монро пошла работать на авиационный завод. Там она была замечена фотографом, делавшим пропагандистские снимки. Он предложил девятнадцатилетней девушке стать моделью. Она согласилась, но её муж был против такой деятельности жены, и пара развелась. Мэрилин хотела сниматься в кино, но киностудии не замечали её в толпе красавиц, желающих стать кинозвёздами. Начинающая актриса не получала ролей, но подписывала шестимесячные контракты с киностудиями, обеспечивавшими постоянный доход. Деньги и свободное время она потратила на изучение актёрского мастерства, вокала и танцев. С 1948 года она получала эпизодические и главные роли в фильмах, но ленты провалились в прокате и не принесли успеха Мэрилин.

Начало успешной карьеры

monro4

Картина Энди Уорхола, изображающая Мэрилин Монро в фильме «Ниагара»

Прорывом в карьере стали киноленты «Асфальтовые джунгли» и «Всё о Еве» 1950 года. Успех этих фильмов принёс Мэрилин семилетний контракт с киностудией 20th Century Fox. Монро брала уроки актёрского мастерства у Михаила Чехова, ученика Константина Станиславского. Это дало хороший результат – Мэрилин постоянно совершенствовала игру, что было замечено критикой и зрителями. У неё появились первые поклонники. В 1953 году один за другим вышли три хита, сделавшие актрису идолом женственности и красоты – «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера». Монро приносила студии «Фокс» самые большие прибыли по сравнению с другими актёрами, но компания отказывалась повышать гонорары своей главной кинозвезде.

Непростая блондинка

monro5

Мэрилин Монро

Студийные боссы воспрепятствовали развитию мастерства актрисы, желающей испытать себя в более сложных ролях. Хотя на экране актриса представала как привлекательная, но глупая и меркантильная блондинка, ищущая для себя богатого мужа, в настоящей жизни она прилагала огромные усилия для компенсации неоконченного школьного образования. Всё свободное время она читала – у неё была большая коллекция серьёзной художественной литературы. Окружающие её люди отмечали высокий интеллект Мэрилин. Когда студия прислала ей очередной сценарий музыкальной комедии, где ей пришлось бы играть красивую пустышку рядом с умным и благородным мужчиной, она отказалась, несмотря на то, что в главной роли с ней был утверждён Фрэнк Синатра. Разозлённые боссы приостановили контракт с взбунтовавшейся актрисой.

Деловая женщина

monro6

Знаменитая сцена из фильма «Зуд седьмого года»

В ответ Монро запустила рекламную кампанию для получения ещё большей популярности. Во-первых, она узаконила свои отношения с закончившим профессиональную карьеру известным бейсболистом Джо Ди Маджо. Их брак был зарегистрирован 14 января 1954 года, а после свадьбы новобрачные отправились в путешествие по Японии и Корее, где она выступила с песнями перед толпой из 60 тысяч американских солдат. Когда Мэрилин вернулась на родину, пресса уже называла её самой популярной звездой Америки. Уже в марте студия уступила требованиям актрисы и согласилась удвоить её зарплату. Монро дала согласие играть в кинокомедии «Зуд седьмого года». Во время съёмок этого фильма были сделаны самые известные фотографии Мэрилин: эпизод, где она стоит на решётке вентиляции метро, а потоки воздуха приподнимают подол её белого платья. Ревнивый Джо Ди Маджо устроил скандал, который закончился разводом после всего девяти месяцев совместной жизни.

Первые лекарства

monro7

Мэрилин Монро

Студия «Фокс» никак не соглашалась дать ей серьёзные роли, и Монро отказалась уступать мужскому снобизму начальства и уехала в Нью-Йорк. Там она брала уроки актёрского мастерства в знаменитой школе Ли Страсберга, представлявшего себя последователем системы Станиславского. Мэрилин считала Страсберга великим и гениальным наставником и выполняла все его прихоти. Она попала в полную зависимость от мастера. Тот настаивал, чтобы Монро начала посещать психоаналитика, чтобы тот выявил её психологические травмы. Страсберг уверял, что актёры должны искать вдохновения в своём внутреннем мире. Учитель постоянно погружал актрису в состояние мучительных детских воспоминаний, что привело к разрушению эмоциональной стабильности Мэрилин. Её начали мучить бессонница и постоянная тревога. Врачи подсказали ей самый лёгкий путь к спокойствию – барбитураты. Это сильные психотропные вещества, угнетающие нервную систему и вызывающие зависимость. Сейчас они запрещены во многих странах мира, а тогда широко использовались как снотворные. В итоге Монро уже не могла заснуть без этих лекарств.

Муж-эгоцентрик

monro7

Мэрилин Монро и Артур Миллер

Студия «Фокс» в очередной раз признала, что совершила ошибку, и составила новый контракт со звездой, позволяющий ей выбирать роли. В 1956 году она вышла замуж за интеллектуала-драматурга Артура Миллера. Это был крайне неудачный семейный союз. Миллер поначалу демонстрировал свою любовь к жене, но очень скоро эрудит стал поучать Мэрилин и строить из себя символ мудрости. Он начал откровенно презирать супругу и относиться к ней как к сломанной вещи, которую надо починить. Однажды он сказал, что Монро была «очень чувствительным, но испортившимся инструментом». Но когда Миллер узнал, что его жене опять предлагают сниматься в роли глупой блондинки за очень хороший гонорар, уговорил её согласиться. Актрисе пришлось перешагнуть через свои принципы, и съёмки шли очень тяжело. Несмотря на это, фильм 1959 года «В джазе только девушки» получился одним из лучших в её карьере. Критики и зрители отмечали отличную игру Монро, за которую она получила премию «Золотой глобус».

Муж-женоненавистник

monro8

Артур Миллер был уверен, что интеллектуально и морально превосходит Мэрилин Монро

Артур Миллер полностью зависел от зарплаты жены, что унижало эго драматурга. В 1961 году, во время всеобщей забастовки сценаристов, он взялся переписывать сценарий очередного фильма, где снималась Мэрилин. Она сильно разочаровалась в муже, который преподносил себя борцом за справедливость и равноправие всего населения, но оказалось, что он с лёгкостью предаёт свои идеалы за несколько тысяч долларов. Его работа в фильме «Займёмся любовью» не помогла – лента провалилась в прокате. Миллер написал сценарий для последнего фильма, в котором снялась Монро, – «Неприкаянные». Тут он вылил всю ненависть к женщине, с которой жил. Лента должна была частично повторить жизненный путь Мэрилин, при этом принижая всё, чего она достигла. У актрисы сдали нервы, она отчаянно выполняла роль пустышки, но успокоить её могли только барбитураты. Лекарств она принимала так много, что на съёмку её зачастую не могли разбудить часами и начинали наносить грим на лицо спящей актрисы. Всё же игра Мэрилин и других актёров была на очень высоком уровне. Пятидесятилетний Кларк Гейбл (тот самый кумир детства Монро, которого она представляла своим отцом) вложил все силы в эту работу и умер от инфаркта через два дня после окончания съёмок. Несмотря на всё это, фильм провалился. Виной был пустой и не содержащий ничего интересного сценарий. Там не было никакой идеи и попросту ничего не происходило. Миллер написал свой труд с одной целью – унизить жену, чья слава затмила его самооценку. Как только работа над созданием фильма завершилась, супруги развелись.

Предательство доктора

monro9

В жизни Мэрилин Монро было много предательств

Тяжёлый жизненный опыт не позволял забыть психоаналитик Ральф Гринсон. Его называли психотерапевтом для кинозвёзд. Он полностью подчинил своей воле страдающую Монро, заставляя делиться психологическими травмами и выписывая всё больше барбитуратов, чем разрушал психологическую уравновешенность Мэрилин. Доктор посоветовал ей пролечиться в приватной клинике, где богатые люди отдыхают от стресса. Это был обман. Когда актриса согласилась на лечение, Гринсон отправил её в психиатрическую больницу. Видимо, он надеялся на публичную огласку прессы о том, что знаменитая Мэрилин Монро оказалась в лечебнице для душевнобольных, и славу своего имени.

Роковые барбитураты

monro10

Мэрилин Монро – икона красоты

Кинозвезда не страдала никакими психиатрическими отклонениями. Ей просто надо было отдохнуть от почти ежедневного психоанализа, травмировавшего болезненными воспоминаниями, и перестать принимать психотропные лекарства, выписанные Гринсоном. Как только о происшедшем узнал бывший муж Мэрилин – Джо Ди Маджо, он тут же перелетел всю страну и потребовал в больнице освободить Монро, пообещав в противном случае разобрать заведение по кирпичику. Он всё ещё любил бывшую супругу и освободил её. Но актрисе больше не суждено было сняться в кино. Она не смогла перебороть зависимость от лекарств, на которые её подсадили психоаналитики. Утром 5 августа 1962 года её нашли мёртвой на своей кровати с трубкой телефона в руках. Рядом валялись пустые бутылки от барбитуратов, которые её сгубили.