Тайный манускрипт (библиотека Наг-Хаммади)

Древние манускрипты

«Эй, тупая скотина!», – воскликнул чумазый мальчик хриплым усталым голосом. В его глазах была досада: в очередной раз стадо баранов, которое отец, ушедший в город к больной тётке, доверил ему на эти выходные, отказывалось слушаться нового пастуха.

«Ничего, сейчас я тебя заставлю идти туда, куда я захочу!». Ловко взобравшись на неказистого, как и он сам, пони, мальчонка направил свою лошадку к нескольким отбившимся от стада баранам. Длинной палкой направляя блеющих животных на путь истинный, Мухаммед эд-Диб (а так звали нашего героя), увидел небольшой лаз среди развороченных кусков скалы.

«Эй, мохнатые скотинки. Погодите пока!», – отец учил разговаривать с козами и баранами, как с людьми, приговаривая «хоть это и скотина, но Аллах велел уважать каждое живое существо».

Затем Мухаммад бросил камень в темноту пещеры. Через пару секунд раздался громкий звон. Ещё камень, но побольше. И опять звон.

На следующее утро Мухаммад эд-Диб пришёл к пещере со своим другом. Здесь, неподалеку от древних развалин, известных как Кумран, на северо-западном берегу Мертвого моря, приблизи­тельно в семи милях к югу от Иерихона и в двенадцати милях к востоку от Иерусалима, юный Мухаммад нашёл, пожалуй, самые известные древние тексты.

В последующем эта и соседние пещеры были обысканы, как охотниками за артефактами, так и археологами-профессионалами. Если в первой находке все свитки были в хорошем состоянии, то позже находили отрывки, серьёзно потрёпанные временем. Расшифровать их – сложная задача, на которую ушли годы кропотливого труда учёных.

В 1945 году несколько крестьян в Египте, вблизи города Наг-Хаммади, делая раскопки в поисках удобрения, также обнаружили кодексы древних рукописей.

Все древние письменные источники, найденные в ходе этих случайных событий, стали называть свитками Мёртвого моря или свитками Наг-Хаммади.

Вся коллекция Наг-Хаммади содержит 13 кодексов, 11 из них в кожаных переплетах или чехлах. Кодексы состоят из 1200 папирусных страниц, которые включают в себя более чем 50 источников или трактатов (несколько дубликатов), 40 из которых ранее не были известны.

hammady2

Пещеры Кумрана

В чём уникальность текстов?

Все свитки относятся примерно к началу Нашей эры и близки по времени к датам жизни Иисуса Христа (таким, которые принято считать в науке за его даты жизни, конечно). Эти письменные источники иудейского и раннехристианского происхождения. Тем они и ценны, что содержат исторически первые воспоминания и описания очевидцев о зарождении раннего христианского учения. Также среди рукописей, найденных в одиннадцати пеще­рах, представлены все книги древнееврейской Библии за исключением Книги Есфири.

Что в самих текстах?

А вот здесь учёных и общественность ждала сенсация! В одном из трактатов описано неканоническое детство Иисуса Христа. Но если в привычной нам Библии Христос добрый, справедливый и понимающий, то в свитке Мёртвого моря Сын божий весьма похож на Бога из Ветхого Завета – злой, мстительный, карающий. Чего стоит только такой эпизод: Иисус идёт через деревню, где бегущий навстречу ребёнок ударяется о его плечо. Иисус проклинает ребёнка, который тут же падает замертво.

Родители покойного приходят к отцу Иисуса, Иосифу, и жалуются, что его сын убил их дитя. Иосиф отозвал Иисуса и увещевал его, говоря: «Зачем ты делаешь такое, что они страдают, ненавидят нас и преследуют нас?».

На что Иисус ответил: «Я знаю, что эти слова не твои, но ради тебя я буду молчать, но они понесут своё наказание». Сказав это, Иисус ослепляет родителей ребёнка.

Чем же заканчивается этот древний хоррор?

Авторы младенческого Евангелия Христа (как учёные прозвали этот документ) разворачивают перед нами следующую картину: когда всё окружение мальчика было настроено против него за его деяния, вдруг происходит чудо и оживают те, кого Христос убил и исцеляются те, на кого он наложил проклятие. Тем самым Христос не только показывает свою силу, но и демонстрирует прощение (так, как оно понималось людьми его времени, разумеется).

Какова научная трактовка?

Разумеется, такая редакция древних текстов не является канонической и не вошла в общепринятый свод евангелической литературы. Достоверно известно, что всё Евангелие писалось много позже времени жизни Христа. Теперь учёным предстояло понять, где в текстах правда, где – ложь, а где – тайные знания и суть древней религии.

Многие авторы предлагают рассматривать неканонические тексты как памятник не древнееврейской или христианской, а в первую очередь – римской культуры. Дело в том, что статус высшего человека в римском обществе означал полный нигилизм – отказ подчиняться власти всех, кто ниже тебя. Иисус не может повиноваться своему отцу или своим учителям, потому что он выше всех других людей – считал древний автор, впитавший в себя римскую культуру. Именно поэтому он изображает юного Христа как непослушного ребёнка. Не слушающегося отца и дерзящего учителям; человека, унижающего своих соседей и встреченных им случайных людей.

Кто спрятал книги в пещерах?

hammady3

Афанасий Александрийский

Наиболее научная версия связывает утаивание древних текстов с борьбой раннего христианства с разного рода «крамолами» и «расколами».

В 367 году н.э. епископ Афанасий Александрийский разослал по всем подведомственным ему египетским церквям и монастырям посла­ние, в котором попытался сформулировать каноны Писания. Это первый случай письменного указания на то, что двадцать семь книг, известные нам сейчас как Священное Писание, и только эти двадцать семь книг следует считать канониче­скими.

Тексты из Наг-Хаммади в этот канон, конечно, не вошли. Поэтому монахи и другие приверженцы раскольнического направления попросту спрятали их до лучших времён. Эти времена настали в ХХ веке, когда учёным попал в руки настоящий клад. Ведь среди обнаруженных текстов не только сугубо религиозные тексты.

Свитки Мёртвого моря задают много вопросов, но любой ответ на них должен быть выдержан в нейтральных, исключительно научных тонах. Ведь каждое случайно оброненное слово может обидеть верующих людей и поставить под сомнение истинность канонического Евангелия. Поэтому для учёных предстоит ещё большая работа, чем была проделана: древние тексты продолжают трактовать и анализировать, сличать с другими артефактами исторической эпохи. И, возможно, при их изучении нас ждут новые научные открытия.