Демоны Михаила Врубеля

«Голова демона», иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон»

Поэт Александр Блок описал Врубеля такими словами: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Михаил Александрович Врубель и правда оставил нам картины, с которых на зрителя смотрят настоящие демоны. Они не выглядят злыми, их взгляд притягивающий и манящий. Но эти существа принадлежат другим мирам, человеку дано только любоваться на них с безопасного расстояния. К сожалению, Врубель подпустил этих демонов слишком близко к своей душе.

Царевна-Лебедь

vrubel2

«Царевна-Лебедь», 1900, холст, масло. Хранится в Государственной Третьяковской галерее

Одной из лучших работ Михаила Александровича Врубеля является картина «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Она является доказательством того, что театральный мир для художника был очень значимым. Работа была вдохновлена оперой Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в которой супруга художника – Надежда Забела-Врубель исполняла партию Царевны-Лебеди. Врубель создавал декорации и костюмы для постановок. Иллюзорный мир театра прослеживается во всём творчестве Врубеля, и особо ярко запечатлён на картине «Царевна-Лебедь». Она исполнена в фирменных цветах Врубеля – перламутрово-белом, синем и лиловым. На полотне остановилось загадочное мгновение, когда совершается метаморфоза – превращение демонической красавицы в птицу. Это происходит в сумрачное время – остались всего секунды до заката. Чувствуется тревожность и ранимость главной фигуры – девы, смотрящей на нас нежно и с печальной надеждой. Зрителю не понятно, превратится ли она ещё когда-нибудь в женщину или навсегда останется лебедем. Грустное лицо Царевны-Лебеди и большие, широко открытые глаза встречаются во всех его женщинах, кого бы он не писал.

Демон сидящий

vrubel3

«Демон сидящий», 1890, холст, масло. Хранится в Государственной Третьяковской галерее

С молодости художника сопровождал образ демона. Лучшие работы Врубеля повторяют фигуру этого мифического существа. Картину «Демон Сидящий» (1890 год) называют Врубелевским Magnum Opus – наиболее успешной картиной, созданной во время просветления творческого сознания. Демон на этом полотне – не является воплощением зла и чертовщины. Это скорее некая потусторонняя сила, по-своему красивая и ужасная. Смотря на него не сомневаешься в безграничной его силе. Но демон не знает, куда ему применить своё могущество, а пустой его взгляд смотрит в никуда. От скуки он присел на земле, рядом со сказочно красивыми цветами, чтобы попозировать художнику, и, с еле ощутимой игривостью, принял позу мученика абсолютного одиночества. Демон только с первого взгляда кажется безобидным, но он не так прост. Ведь он закрался в душу Михаила Александровича, и эта тема его больше не отпускала. Изображение потустороннего существа можем увидеть на таких картинах как «Демон летящий» (1899 год) и «Демон поверженный» (1902 год).

Демон поверженный

vrubel4

«Демон поверженный», 1902, холст, масло. Хранится в Государственной Третьяковской галерее

Эту картину окутывает мистическая аура. Произведение полностью завладело Врубелем и не хотело отпускать. Михаил Александрович работал у картины без отдыха по четырнадцать часов в день и не хотел от неё отходить. Демон никак не выходил из головы Врубеля, который становился всё более раздражённым и срывался на окружающих. Автор считал «Демона поверженного» главной своей работой, и для него стало сильнейшим ударом то, что Третьяковская галерея отказалась покупать картину. В мастерской, под направлением сильнейшей лампы картина казалась сказочной, но в выставочном зале было совершенно иное освещение, отчего полотно теряло весь блеск и превращалось в тусклое изображение мрачного демона, у которого ещё и пропорции тела казались искажёнными. Врубель стал переделывать картину прямо на выставке. Он приходил каждый день, переделывал положение тела и переписывал лицо демона. Оно становилось то злым, то красивым, то рыдающим. В конечном итоге картину приобрёл частный коллекционер, но спокойствия Врубелю это не принесло. После этой работы у художника случился первый душевный кризис. Он попадает в психиатрическую лечебницу.