Тоже люди. Из-за чего ссорились классики?

Классики русской литературы часто совсем не похожи на свои портреты, с которых они строго смотрят на вас в школьных классах. Писатели и поэты – обычные люди, которые влюблялись и разводились, дрались на дуэлях, совершали нелепые поступки, а, порой, и ссорились друг с другом в пух и прах. По каким причинам конфликтовали известные литераторы, сегодня и постараемся разобраться.

Тургенев vs Достоевский

Ssora-klassikov2

Фёдора Михайловича Достоевского и Ивана Сергеевича Тургенева разделяли разные темпераменты и философские разногласия

Два гиганта Золотого века литературы сразу не понравились друг другу. Их познакомили в 1845 году. Тургенев был уже известным писателем – холёный красивый барин, любимчик светских дам. Достоевский только начинал писательский путь – невзрачный интроверт, вечно погружённый в мысли о человеческой душе. Триггером вражды стала оценка Белинского: известный критик нарёк никому не известного Достоевского будущим гением. Тургенева так задел этот аванс, что он подбил друга Некрасова на сочинение гадкой эпиграммы:

«Рыцарь горестной фигуры!
Достоевский, юный пыщ,
На носу литературы
Ты вскочил, как яркий прыщ».

Зная мнительность Достоевского, можно только представить, как сильно переживал Фёдор Михайлович такое отношение собратьев по цеху.

Взаимное неприятие копилось годами. Тургенев, влюблённый в испанскую оперную диву Полину Виардо, подолгу жил за границей, заделался западником. Достоевский, всей душой любивший Россию и называвший себя патриотом, видел в отъездах коллеги некое пренебрежение к Родине. В письме к другу, поэту Аполлону Майкову, Фёдор Михайлович проехался по автору романа «Отцы и дети» таким образом: «Тургенев сделался немцем из русского писателя, – вот по чему познается дрянной человек!». Поговаривают, что он даже советовал подарить Ивану Сергеевичу телескоп, чтобы он смог разглядеть Россию из далёкого Баден-Бадена.

Маяковский vs Есенин

Ssora-klassikov3

Есенин и Маяковский недолюбливали друг друга, но их мужества хватало признавать талант соперника-поэта

Трудно представить столь непохожих поэтов, живших в одно время и имевших схожую славу. Гигант, футурист Маяковский, яростно отстаивавший прогресс, безответно влюблённый, и поэт русских берёзок, белокурый, кудлатый имажинист Есенин, за которым бегали визжащие фанатки. Немудрено, что эти двое просто обязаны были невзлюбить друг друга.

Они познакомились, когда Есенин ещё не признавал цилиндры и лайковые перчатки, и нарочито одевался во всё крестьянское – вышитую рубаху и лапти. Вот, как Маяковский описал эту встречу: «Он мне показался опереточным, бутафорским. Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло».

Сергей Александрович в долгу не оставался. На публике он рвал и бросал книги Маяковского в огонь. Среди своих читал их тайком, и то только для того, чтобы потом признать творчество соперника бездарным. А потом и вовсе пропечатал главного футуриста страны в своём стихотворении «На Кавказе»:

«Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поёт о пробках в Моссельпроме».

Надо признать мужество обоих поэтов. Они не только обсуждали друг друга в кулуарах, но и осмеливались выходить на поэтические ринги. На эти батлы собирались толпы поклонников. Маяковский и Есенин, импровизируя рифмами на ходу, пытались доказать смехотворность взглядов соперника. Если бы во времена НЭПа был интернет, у этих поединков, наверняка бы, были миллионы просмотров.

Бунин vs Набоков

Ssora-klassikov4

Ученик Набоков перерос мастера Бунина и нанёс ему много обид

Грустная история, о том, как ученик перерос мастера и утратил юношеское почтение. Будучи 22-летним Набоков, обожавший Бунина, написал кумиру восторженное письмо. Он просил мэтра дать оценку своим стихам. Завязалась переписка, в которой Иван Алексеевич частенько хвалил юного литератора и даже писал, что «никто из начинающих с ним не сравнится».

Но шли годы. Нобелевский лауреат Бунин старел. Набоков – матерел, оттачивал мастерство и становился желчным. От него доставалось многим. Достоевского он характеризовал, как «дешёвого любителя сенсаций, вульгарного и невоспитанного»; Хемингуэя – «писателем для мальчишек, безнадёжно незрелым». Но никто и никогда не мог подумать, что Набоков посягнёт на личность обожаемого мастера. И, тем не менее, это произошло. Зазнавшийся автор «Лолиты» называл Бунина «Лексеич Нобелевский», а в письма жене и вовсе говорил, что Иван Алексеевич «стал походить старую тощую черепаху...».

Бунин переживал, но вёл себя достойно. Ему хватало мужества признавать Набокова чудовищем, но при этом гениальным писателем. Уже практически перед своим уходом он написал: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня».