«В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого»

А вы согласны с этой точкой зрения?

Автором приведённой выше цитаты является Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889 гг.) - писатель, журналист, общественно-политический деятель Российской империи.

Зачастую писатели вкладывают в уста своих персонажей высказывания, которые сами разделяют не всегда, но жизнь нашего героя вполне соответствует приведённой выше цитате.

Чернышевский вошёл в историю русской литературы и общественно-политической мысли как борец за права крестьян, сторонник политических реформ и отмены крепостного права. В те времена людей подобных взглядов назвали революционными демократами.

Нерешённый вопрос с крепостным правом, отсталость в промышленном и социальном отношении от стран Западной Европы, проигрыш в Крымской войне и другие обстоятельства ставили Империю перед необходимостью перемен. Чернышевский как раз пытался сформулировать запрос большинства населения, который расходился с представлением правящей элиты. Так, он настаивал на отмене крепостного права без всякой необходимости для крестьян осуществлять выкупные платежи, то есть платить за своё освобождение помещикам. Именно выкупные платежи впоследствии отрицательно сказались на развитии страны и породили революционные события начала ХХ века.

По другим вопросам писатель также высказывался революционно. Он был руководителем популярного журнала «Современник» в период с 1853 по 1862 годы, на страницах которого развивал свои взгляды.

За свою деятельность с 1860 года Чернышевский находился под пристальным наблюдением со стороны правоохранителей. Выпуск журнала был запрещён, а сам автор был арестован за попытку возобновить печать «Современника» в Лондоне и продолжить его распространение в России.

Чернышевский продолжал заниматься литературой и в тюрьме, где провёл около полутора лет. Получилось так, что всемирно известный роман «Что делать?» был закончен именно в тюрьме. На страницах данного романа писатель сформулировал свои общественно-политические и философские взгляды.

7 февраля 1864 года был озвучен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибирь пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет. Впервые с момента казни декабристов человек получил огромное наказание за свои политические убеждения. Причём если декабристы выступили с оружием в руках, то у Чернышевского было только его перо.

На общество произвело большое впечатление дело Чернышевского. Особенно его гражданская казнь. 19 мая 1864 года в Петербурге на Конной площади над головой Чернышевского была сломана шпага – так в царской России поступали с дворянами, совершившими позорное преступление.  После гражданской казни человек лишался всех благ и привилегий, становился своего рода изгоем общества.

Трагедия Чернышевского была как раз в том, что он был подвергнут данной публичной процедуре, не совершив преступления. Напротив, он выступал за свои демократические убеждения и за защиту интересов крепостных крестьян.

Только в 1889 году Чернышевскому было разрешено вернуться в Саратов, где он вскоре и умер.

Творческое наследие и философские взгляды писателя оказали большое воздействие на его ровесников и последователей.

Именно поэтому Николая Гавриловича Чернышевского можно считать счастливым человеком, несмотря на всю трагичность его жизни. Ведь истинное счастье для него было возможно – он жил и творил в интересах общества и своей страны!