«В лесу родилась ёлочка». А кто её родил?

У каждого произведения есть автор. Но, порой, случается, что песня в прямом смысле уходит в народ и имя её создателя напрочь стирается из памяти. Такая несправедливость произошла и с главным музыкальным символом Нового года – песней «В лесу родилась ёлочка». Её без преувеличения знают все люди на постсоветском пространстве, но вот назвать человека, который её написал, сможет далеко не каждый.

15 августа 1878 года в семье московского чиновника Адама Гедройца родилась девочка Рая. Поэтически одарённая, она начала писать стихи ещё в женской гимназии. Первая публикация вышла, когда Раисе исполнилось 18. Скромная девушка не жаждала славы и подписывалась псевдонимом. Рождественское стихотворение «Ёлка», которое в 1903 году она отправила в журнал «Малютка», Раиса Адамовна привычно подписала двумя буквами «А.Э.». Отправила и забыла о своём произведении. Впереди её ждали приятные хлопоты – она собиралась замуж за князя Кудашёва. А спустя два года милое детское стихотворение попалось на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Бекману, который положил его на музыку и подарил своей дочке Вере. Позже песенка вышла в сборнике «Верочкины рассказы» с небольшой пометкой: «Слова заимствованы». Но вот у кого, никто не потрудился узнать – ни композитор, ни издатели. Сказать, что песня «взорвала чарты», не сказать ничего. Её пели и маленькие дворяне, и купеческие отпрыски, и дети разночинцев. Как говорят сегодня про популярные композиции, «Ёлочка» звучала «из каждого утюга». Ею восхищались Рахманинов, Танеев, Скрябин.

В английском фильме «Мой мальчик» 2002 года выпуска герой Хью Гранта, 40-летний холостяк, ведёт праздную жизнь. Не работает, спит до обеда, любит рестораны и дорогие вещи. Он может позволить себе абсолютно всё, потому что живёт на авторские проценты. Его отец когда-то написал милую рождественскую песню, которая стала хитом и обеспечила сыну безбедное существование. В жизни Раисы Кудашёвой всё было ровно наоборот. Потерявшая мужа и приёмного сына – первый умер от болезни, второй убит на Первой мировой, она лишилась дворянского гнезда, и жила в маленькой каморке под лестницей. Жутко боялась, что вскроется её благородное происхождение. Поэтому пошла работать в районную библиотеку, став маленьким сотрудником дневного абонемента. А «Ёлочка», пережив смену режима, продолжала триумфальное шествие. Превратившись из идеологически неверной рождественской песни в новогоднюю, она звучала в школах и детских садах, домах культуры, на радио, и даже на главной ёлке страны в Колонном зале дома союзов. Об успехе собственного детища Раиса Адамовна узнала совершенно случайно. В 1921 году маленькая попутчица в поезде запела песню, повергнув сидящего рядом автора в настоящий шок.

Справедливость восторжествовала лишь в 1941 году. Благодаря редактору и писателю Эсфирь Эмден. Составляя сборник «Ёлка», она приложила немало усилий, чтобы найти создателя культовой песни. Раиса Адамовна стала законным автором (выручили сохранившиеся черновики!) и даже получила гонорар.   

Скромной Раиса Кудашёва оставалась до глубокой старости. Уже в преклонных годах решилась вступить в Союз писателей. Как-никак в её активе было более 200 стихотворений для детей и повесть для взрослых «Лери». Постучавшись в кабинет к Александру Фадееву, скромная старушка спросила, может ли она рассчитывать на членский билет и полагающиеся льготы. Узнав, что перед ней детский поэт, Фадеев поморщился: «Принимаем только серьёзных авторов». Старушка покорно направилась к двери. Уже напоследок она с надеждой спросила: «А, может быть, вы знаете моё самое известное стихотворение»? И напела «Ёлочку». По легенде, которая по сию пору ходит в кругу писателей, Александр Фадеев лично ходил по кабинетам с Раисой Адамовной, выбив в итоге ей самые высокие льготы.      

К сожалению, успех пришёл к ней очень поздно. В 1958 году в журнале «Огонёк» вышла заметка об авторе и об истории создания песенного символа Нового года. На Раису Адамовну обрушилась всесоюзная слава. Её хотели видеть в школах и на телевидении, в Домах пионеров и летних лагерях. Но ей было уже 80, она ослабла и попросту не могла ходить на встречи. Свою жизнь она доживала в небольшой квартире вместе с сестрой и колченогим старым котом. Любила ли Раиса Адамовна Новый Год и пела ли свою песню, написанную более полувека назад, доподлинно неизвестно.