Тайна написания великого романа

В 1927 году на банкете в честь десятилетия победы Великого Октября советский писатель Александр Серафимович представил иностранным гостям скромного юношу: – Друзья мои! Вот новый роман! Запомните название – «Тихий Дон» и имя – Михаил Шолохов. Перед вами великий писатель земли русской, которого ещё мало кто знает. Но запомните моё слово. Вскоре его имя услышит вся Россия, а через два-три года и весь мир!

Александр Серафимович (настоящая фамилия – Попов) в то время был редактором журнала «Октябрь», в котором он опубликовал первый том легендарного романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Опытный писатель и редактор, конечно, сразу узнал в принесённой ему рукописи великое произведение.

Только вот автором рукописи был весьма молодой человек 23 лет, скромно образованный и почти неизвестный писатель Михаил Шолохов.

Это несоответствие возраста и жизненного пути писателя с глубиной его произведения сразу же породило слухи о том, что Михаил Шолохов не является автором книги.

Тогда – кто же?

Популярная конспирология – ниже!

Версия номер один: неизвестный белый офицер

Авторы данной теории утверждали, что юный Михаил Шолохов, будучи участником Гражданской войны, обнаружил рукопись в полевой сумке безымянного белого офицера. Некоторые даже добавляли, шёпотом, что именно из-за рукописи Шолохов, якобы, даже распорядился расстрелять настоящего автора шедевра.

Вряд ли можно ожидать подтверждения этой теории. Ведь мы не знаем ни автора, ни предполагаемых обстоятельств описываемой ситуации. В качестве вероятных авторов романа называется несколько человек, но ни один из них значительного литературного труда не оставил, так что и сравнивать не с чем.

Вероятно, эта версия так и осталась бы сугубо маргинальной, если бы не сам Шолохов, который на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 года в своей речи не сказал о сумке…

- В частях Красной армии, под её овеянными славой красными знамёнами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал … полевых сумок бросать не будем — нам этот японский обычай… не к лицу. Чужие сумки соберём… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится…

Почему писатель упомянул про сумку? Возможно, причиной тому были слухи об авторстве произведения и то, что уже тогда находились желающие оспорить каноническую версию написания великого произведения. Это был сигнал им: я про ваши затеи знаю, но смеюсь над ними.

Версия номер два: малоизвестный писатель Крюков

Фёдор Дмитриевич Крюков родился 2 (14) февраля 1870 года в станице Глазуновской Войска Донского. Являлся не только писателем, но и активным общественным деятелем. В годы Гражданской войны был одним из идеологов Белого движения на Дону. Произведения Крюкова описывали реалии жизни донских казаков, и многие сторонники теории крюковского авторства «Тихого Дона» даже сравнивали описание отдельных бытовых эпизодов в книгах Крюкова и Шолохова. Приходя при этом к выводу, что они несколько похожи. При этом действия романа Шолохова разворачиваются в его родных местах – станице Вёшенской. Произведения Крюкова всё же про другие места.

Также различается и манера, и стиль изложения. Если всё-таки не Крюков, то тогда кто?

Версия номер три: Александр Серафимович

Вот это да! Многие исследователи предполагают, что именно Серафимович может быть автором «Тихого Дона». Во-первых,- он тоже из казачьих мест. Его можно назвать земляком Шолохова. Настоящая фамилия писателя – Попов.

Во-вторых, по возрасту он вполне подходит в отцы Михаилу, тем более, что матушка писателя имела сложную жизненную судьбу. В молодости она даже работала у Поповых и ушла от мужа. Каково?

Тогда конспирологическая теория выглядит красиво: успешный и маститый автор, обосновавшись в редакторском кресле крупного журнала, пытается устроить судьбу своего незаконнорождённого сына, унаследовавшего литературный талант отца. Берёт и под его именем публикует главный труд своей жизни.

Достойно голливудского сценария? Вполне!

Разберёмся с этой теорией.

Серафимович к моменту выхода романа был уже известным и признанным автором. Первые публикации были сделаны им в далёком 1906 году, а в 1924 году вышла книга «Железный поток», сделавшая писателя классиком революционной литературы. Многие исследователи, занятые поисками «настоящего автора «Тихого Дона», сравнивают роман Шолохова именно с этой книгой Серафимовича. Содержание действительно схоже – обе книги повествуют о страшных событиях Гражданской войны и показывают, как ещё недавно живущие рядом и достаточно мирно существующие друг с другом люди вдруг ожесточаются, и начинается бесчисленный круговорот смертей. Сначала принося в угоду своим идеям жизни небольшого числа людей, этот круговорот, набирая силу, становится абсолютно самостоятельным и самодостаточным в выборе своих жертв.

Но разве описание событий, современником и свидетелем которых был автор, может быть указанием на родство его произведения с книгами других писателей? Конечно же, нет. Но версия про Серафимовича, замешанная на тайне происхождения Шолохова, до сих пор достаточно популярна. Настолько, что его тексты, наряду с текстами других вероятных «авторов» романа «Тихий Дон», оказались в фокусе учёных, далёких от литературы. Исследователи-математики провели анализ произведений и пришли к выводу, что «…текст «Тихого Дона» и тексты произведений… Александра Серафимовича различаются по формально математическим критериям, рассмотренным в данном исследовании».

Опять не тот!

Версия номер четыре: Александр Солженицын

«Как же так! - воскликнет просвещённый читатель. - Ведь Солженицын стал писать тогда, когда Шолохов уже был признанным мастером пера!»

Спокойствие. Сейчас всё объясним.

Дело в том, что именно Солженицын ввёл в обсуждение сначала за границей, а после и на родине идею о том, что Михаил Шолохов никак не может быть автором своего гениального произведения.

Александр Исаевич даже написал целый очерк, в котором собрал и систематизировал все версии и аргументы, касающиеся сомнений относительно истинного автора «Тихого Дона».

Зачем он развернул войну с классиком?

Тому могут быть несколько причин.

Одна – идеологического плана. Шолохов был коммунистом и идейно поддерживал Советскую власть. Солженицын, напротив, был антисоветчиком. Как разбить аргументы человека, имеющего моральный авторитет? Конечно же, усомниться в том, что этот моральный авторитет зиждется на реальных заслугах.

Вторая причина – литературное соперничество. Не секрет, что и Шолохов, и Солженицын были удостоены Нобелевской премии по литературе. При этом Шолохов – за роман, а Солженицын – за политическую позицию. Как ни относись к творчеству их обоих, разница в описании награды всё же существенная. Вероятно, это не давало покоя Солженицыну, и он развернул «литературную вендетту».

Так или иначе, если вы изначально прочтёте очерк Солженицына «По донскому разбору», то потом для вас последующие опусы по поиску альтернативных авторов «Тихого Дона» будут лишь повторением тезисов данного труда.

Всё же и в пасквилях Солженицын, впрочем, как и Шолохов, сполна использовал свой литературный талант! При всей своей разности, в этом они были похожи.

Так реально «Тихий Дон» написан Шолоховым или нет?

Научных исследований на этот счёт немало. Вообще тайна происхождения книги носит мистический характер. Так, долгое время считалась утраченной рукопись первого тома романа. Но и её обретение не пролило свет, а ещё больше запутало историю.

Возможно, полное и всеобъемлющее решение этой загадки - в ваших руках! Сегодня разрабатываются и в ближайшее время могут быть применены такие технологии оценки текстов, которые смогут окончательно дать ответ на вопрос, который волнует поклонников русской литературы несколько десятилетий.