Фокусы под лупой: как одурачить окружающих?

Вольф Мессинг

Еврейское местечко. В XIX – начале ХХ века так называли места компактного расселения евреев, как правило, находившиеся на территории современной Польши или Украины. Обыкновенно они представляли собой деревни или райончики в городе, в которых компактно селились люди этой национальности. Локальное расселение диктовало свои особенности – языковую, религиозную и ментальную среду.

В одном из таких обособленных от остального мира мест родился человек уникальной биографии. О его талантах и способностях спорят до сих пор, но в его биографии, вроде бы изученной многократно, до сих пор много белых пятен.

10 сентября 1899 года в небольшом польском городке Гура-Кальвария родился знаменитый эстрадный телепат Вольф Мессинг.

messing2

Аннотация к книге «Я – телепат!»

Официальная история

Будучи бедным и практически безграмотным мальчиком, он с детства вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Артистическая карьера началась с бродячего цирка и нехитрых фокусов: худой подросток изображал мага, спящего летаргическим сном.

Многие любители неизведанного готовы поверить в официальную биографию артиста, написанную талантливым журналистом Михаилом Хвастуновым, который публиковался под псевдонимом Михаил Васильев (а друзья звали его просто Михвас). Возглавляя научную редакцию газеты «Комсомольская правда», он всю жизнь посвятил популяризации науки. И вдруг  оказался автором книги с броским названием «Я – телепат!».

Кто в этой паре, иллюзионист и журналист, был более талантлив – большой вопрос. Ведь Михвас буквально сочинил биографию артиста, включив туда встречи со всеми легендарными людьми своего времени – от Фрейда до Махатмы Ганди. Сносно говорящий лишь на идиш иллюзионист, вряд ли когда-то встречался хотя бы с одним из тех, кого ушлый журналист впихнул на страницы своей книги. Тем не менее, люди поверили в сказку. Также, как в представления Мессинга на сцене.

И сегодня мы поговорим как раз о том, как маги и фокусники заставляют своих жертв верить в обман.

Обратная сторона магии

Перцептивная слепота – так на научном языке называется термин, описывающий то, что мы наблюдаем в процессе трюка любого фокусника. Суть проста, и заключается в невозможности распознавать одновременно все предложенные раздражители. В результате возникает «эффект временной слепоты», когда человек не может разглядеть объекты или раздражители, которые возникают неожиданно и зачастую очень заметны. Задача иллюзиониста – сделать так, чтобы своими действиями ввести зрителя в состояние вызванной перцептивной слепоты. Простейший пример такого явления – игра в напёрстки.

messing3

Игра в напёрстки

Перенаправление – ещё один хитрый приём магов. Техника заключается в управлении вашим вниманием. Задача мага заключается в том, чтоб вы сконцентрировались на чём-то второстепенном, пока фокусник не свершит свой фокус. Например, фокусник делает вид, что перекладывает монету из одной руки в другую, вы перевели взгляд и наблюдаете за его манипуляциями. Оп! А монета вдруг оказывается в другой руке. На деле, она оттуда никуда и не девалась. Налицо – перенаправление.

«Нельзя всегда верить глазам. Вся магия в том, что ты не туда смотришь», – так звучит цитата из фильма «Красные огни», и она как никогда точно отражает суть происходящего при перенаправлении.

Иллюзорная корреляция – ещё один научный термин, вставший на службу иллюзионистам. Он заключается в преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается. Мы наблюдаем причинно-следственные связи, и наш мозг привыкает делать логические выводы из событий: следом за одним действием непременно придёт другое. Фокусники пользуются этим, благодаря чему их зрители как бы достраивают логическую картину мира, в то время как задача артиста – лишь убрать объект из зоны видимости. Примером может служить, например, распиливание ассистентки. Мы привыкли, что, если пила проходит через объект, он подвергается разделению. Но это ни в коем случае не значит, что конкретная пила именно сейчас пилит конкретного человека.

Психологи, изучающие трюки, неумолимы: магические действа подчеркивают фрагментированность и избирательность восприятия. Мозг воспринимает ограниченный объем информации и достраивает остальное в обход нашего сознания, создавая целостную и непротиворечивую картину мира.

Но когнитивные особенности мозга – лишь один кирпичик для фундамента хорошего номера. Второй основой является гипноз.

Например, Вольф Мессинг блестяще владел искусством гипноза. Вопреки стереотипам гипноз тоже вполне научно изученный феномен. Каркас гипносценария держится на отвлекающей цели и ролевом моделировании потери контроля (каталепсии) и беспамятства (амнезии).

Для эффективного гипноза необходимо сочетать несколько факторов:

  • вызвать доверие человека;
  • убрать фильтр критического восприятия;
  • подкрепить слова действием.

messing4

Спираль для гипноза

Для успеха трюка иллюзионист проверяет своего потенциального визави на гипнабельность – подверженность воздействию гипнозом. Как и в других сферах, результат возможен только с тем, кто готов погрузиться и имеет предрасположенность к воздействию.

Разумеется, наивысший эффект даёт погружение в гипноз ментально готового к этому человека, произведённое через фокусы.

Так на сцене рождается номер, который уникален и не повторится вновь. Будет большой иллюзией думать, что каждый из тех, кого ввели в транс или кому показали трюк – ассистент фокусника или мага. Нет, настоящий трюк делается с настоящим зрителем.

Современная психология хорошо изучила фокусы магов – от уличных до вполне профессиональных, созданных целыми командами специалистов. Но много ли хороших иллюзионистов получилось из отличных психологов? В этом смысле современная наука очень напоминает религию Средних веков. Она может легко объяснить прошлое, но не в силах предсказать будущего.

Поэтому для удачного явления магии на сцене нужно нечто большее, чем знания (научные или стихийные) о психологии толпы. Нужно быть подлинным талантом, готовым на сцене погрузиться вместе со зрителем в пучины иллюзий, в общем и целом мало отличающиеся от тех, в которых живёт среднестатистический человек. В этом смысле любой трюк – лишь показатель как совершенства, так и ущербности человеческого восприятия действительности.